Алда́нов Марк Александрович - настоящая фамилия Ландау (1886-1957), русский писатель. Эмигрировал в 1919. В исторической тетралогии «Мыслитель» (1921-1927; романы: «Девятое термидора», «Чёртов мост», «Заговор», «Святая Елена, маленький остров») осмысляются события русской и европейской истории конца XVIII - начала XIX вв.; в романах «Ключ» (1928-1929), «Истоки» (1950) и другие - предыстория революции в России. Проза тяготеет к традиции русской классической литературы, сочетает историческую достоверность с занимательностью сюжета.
* * *
АЛДАНОВ Марк Александрович - АЛДА́НОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) [26 октября (7 ноября) 1886, Киев - 25 февраля 1957, Ницца], русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).
Один путь - эмиграция
Сын богатого заводчика. Окончил классическую гимназию в Киеве (1904), юридический и физико-математический (отделение химии) факультеты Киевского университета. В разные годы опубликовал несколько работ по химии. В литературе дебютировал книгой «Толстой и Роллан» (1915). Вступив в партию народных социалистов в 1919, был командирован ею за границу и в Россию не вернулся. Жил в Париже, Берлине (1922-24), снова в Париже (до 1941; деятельно сотрудничал в журнале «Современные записки») (см. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ), затем в Нью-Йорке, где вместе с М. О. Цетлиным (см. ЦЕТЛИН Михаил Осипович) основал «Новый журнал». (см. НОВЫЙ ЖУРНАЛ) В 1947 поселился в Ницце. По отзывам современников, в частности Г. В. Адамовича (см. АДАМОВИЧ Георгий Викторович), отличался безупречностью русского «европейца», в чьем облике «ни разу не пришлось ощутить ничего, что искажало бы представление о человеке».
Взгляд на историю
Историософия Алданова, лежащая в основе его романов, сложилась рано и в дальнейшем не претерпела существенных изменений: эскизно она намечена в сборнике актуальных заметок «Армагеддон» (1918), где Алданов говорит о «моральном и умственном одичании» Европы в результате Первой мировой войны и большевистской революции, подробно развита в диалогах «Ульмская ночь. Философия случая» (1953). В качестве гносеологической предпосылки интерпретации исторических фактов Алданов выдвигал тезис о «картезианском состоянии ума», предполагающем сомнение и духовную независимость; отрицая наличие объективных исторических законов, рассматривал случай как важнейший двигатель истории, принимал исторический фатализм Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) (эпохи «Войны и мира»), к которому относился с благоговением.
Фаталистически окрашенный агностицизм, устраняющий, по мнению Алданова, противоречие между рациональным и моральным подходами к истории, всецело определял концепцию его романных циклов: тетралогии «Мыслитель» - о Великой французской революции, наполеоновской эпопее, убийстве Павла I («Святая Елена, маленький остров», 1921; «Девятое термидора», 1923; «Чертов мост», 1925; «Заговор», 1927), а также трилогии о русской интеллигенции, пережившей революцию, попытку борьбы с большевиками и осваивающей опыт изгнания («Ключ», 1930; «Бегство», 1932; «Пещера», 1934-36).
Особенности творчества
В своем наиболее значительном романе «Истоки» (1950) Алданов воспроизвел широкую панораму событий в России и Европе в 1875-81, трактуя их как завязь причин, вызвавших впоследствии крушение Российской империи (эпизод убийства народовольцами Александра II принадлежит к лучшим страницам русской исторической прозы). О психологии революционерства, банкротстве современной культуры перед лицом исторических новообразований в виде фашизма и коммунизма Алданов писал в романах «Начало конца» (1939), «Живи как хочешь» (1952), «Самоубийство» (1957).
На стилистике романов Алданова сказалось влияние толстовского письма, как и контрастное ему стремление к «латинской» отчетливости в духе А. Франса (см. ФРАНС Анатоль). Разнородные составляющие манеры Алданова - «мрачное вдохновение смерти», по определению видного критика русской эмиграции М. Л. Слонима, как реакция на иррациональный поток жизни, скрупулезная верность историческому документу, скептический, лишенный иллюзий разбор мотивации человеческих поступков и т. д. - часто вредили целостности романной формы. Своих писательских высот Алданов, как правило, достигал в рамках отдельного эпизода либо портрета исторического лица (от Наполеона, Бакунина и Вагнера до Ленина и Муссолини).
Многочисленные, нередко блестящие эссе Алданова о «людях катастрофических эпох» собраны в книгах «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты и Новые портреты» (1931, 1936), «Земли, люди» (1932), «Юность Павла Строганова...» (1934).
АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. имя - Марк Александрович Ландау) (1886-1957), русский писатель-прозаик, один из видных представителей эмигрантской литературы. Родился в Киеве 19 ноября 1886, в семье богатого промышленника. Окончил Киевский университет, между революциями 1905 и 1917 жил в Санкт-Петербурге, где написал книгу Толстой и Роллан (1915). Вскоре после Октябрьской революции эмигрировал в Германию, затем во Францию. В начале Второй мировой войны перебрался в Нью-Йорк, после поражения Германии вернулся во Францию и поселился в Ницце. Весьма характерно, что Алданов взялся за художественную прозу лишь после того, как покинул Россию. Сравнительно скоро его романы привлекли внимание не только многочисленных российских эмигрантов, но и читателей-иностранцев; ныне некоторые его романы переведены на двадцать и более языков. Львиную долю сочинений Алданова составляет историческая проза. Проза Алданова может быть разделена на три основные группы произведений. Его тетралогия под общим заглавием Мыслитель повествует о судьбе Наполеона и событиях европейской и российской истории с 1799 по 1821. Она включает романы Девятое термидора, Чертов мост, Заговор и Святая Елена - маленький остров. Вторая группа посвящена последним годам царствования и гибели царя Александра II в 1881. События этих лет описываются в двух томах романа Истоки. Третья группа посвящена истории после 1914 до 1917 и судьбам послевоенной Европы: романы Ключ, Бегство, Пещера, Самоубийство. Кроме того, Алданов написал ряд повестей и рассказов о великих творчцах прошлого - Л.Бетховене (Десятая симфония), Микеланджело (Бельведерский торс) и лорде Байроне (Могила воина). Умер Алданов в Ницце 25 февраля 1957.
ЛИТЕРАТУРА
Алданов М. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1991 Чернышев А. Четыре грани таланта Марка Алданова. - В кн.: Алданов М. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1991